Обзор методик преподавания английского языка

Елена Завьялова
Елена Завьялова
Преподает английский более 10 лет. Квалификация CELTA, имеет опыт преподавания онлайн и офлайн. Разрабатывала программы языковых курсов в школе. Опыт ведения языковых клубов.

Многочисленные исследования доказывают, что не существует какой-либо одной, «лучшей» методики преподавания английского языка. Более того, не всегда возможно и уместно применять одну и ту же методологию ко всем учащимся. Ведь у разных людей разные цели и потребности в обучении. Если учитель выберет несколько методов, которые соответствуют личному стилю преподавания, то получит от проведения уроков гораздо больше удовольствия, а главное, сможет заинтересовать учеников предметом. Стоит хотя бы в теории изучить описание каждого подхода.

Коммуникативная методика обучения английскому языку

Метод возник в 1980-х годах в ответ на растущий спрос на услуги языковых школ. Лингвисты и методисты начали искать новые методики обучения английскому языку, которые позволили бы учащимся использовать полученные навыки в повседневных жизненных ситуациях. Раньше, при обучении иностранному языку внимание уделялось грамматической составляющей, а не развитию навыков общения. В конце концов, язык чаще используется для того, чтобы сделать возможной коммуникацию между представителями разных стран и культур.

Главная цель коммуникативной методики состоит в том, чтобы подготовить студентов к уверенному общению в различных ситуациях из повседневной жизни. Навык говорения закрепляется путем выполнения упражнений на повторение, воспроизведение диалогов между учениками. Можно сказать, что само общение является одновременно и целью, и средством обучения.

пример урока

Взаимодействие между учениками играет первую роль при использовании коммуникативного подхода в обучении английскому языку. На традиционных уроках доминирует учитель, а студенты учатся посредством пассивного слушания. На занятиях, которые проводятся по коммуникативной методике, внимание преподавателя фокусируется на стимуляции взаимодействия между учениками. Заставить одногруппников (даже знакомых друг с другом) говорить на английском сложно. Преподаватель может выбрать стратегию совместного обучения: выдавать задания не в индивидуальном порядке, а конкурирующим между собой группам. Задачи должны быть такими, чтобы успех зависел от вклада каждого участника коллектива. Показательный пример, который подходит для старших школьников и взрослых: разработать сценарий постановки и разыграть ее в лицах. В таких упражнениях участвуют все, а не только меньшинство и без того активных учеников.

Преподаватель не должен забывать, что каждый учащийся имеет персональные потребности, свои уровни способностей и интересы. Таким образом, нужно потратить время на разработку разноплановых задач, которые стимулировали бы даже тех, кто часто стесняется говорить или активно участвовать в занятиях.

Аудиолингвальная методика обучения английскому взрослых и детей

Аудиолингвальный метод появился в США в конце 1950-х годов. Во время Второй мировой войны американские военные столкнулись с языковыми проблемами в неанглоязычных странах. Поэтому лингвисты разработали программу краткосрочных курсов по обучению базовым разговорным навыкам. Изначально прием преподавания английского языка назвали «Программой специализированной подготовки армии». Базовая концепция в корне противоречила преобладающим на тот момент традиционным методам обучения, ориентированным на изучение грамматики.

Важно! Аудиолингвальный подход сосредоточен на слушании и речи. Письму и чтению отведено минимальное количество времени.

Как и любой другой, данный метод начал подвергаться критике, когда преподаватели решили применять его изолировано. Преподавание может быть основано на одной методике ограниченное количество времени. Учить только двум навыкам — заранее проигрышный вариант, особенно в долгосрочной перспективе. Тем не менее сторонники аудиолингвальной методики преподавания английского отмечают плюсы:

  • студенты практикуют говорение и слушание с самого первого урока;
  • методика разрешает вырабатывать правильное произношение;
  • стимуляция принятия участия в уроке без больших усилий со стороны преподавателя;
  • интуитивное развитие словарного запаса.

Но нельзя отрицать и наличие недостатков. Главное внимание учителя уделяется изложению фонетических аспектов языка. Студенты могут усвоить на слух только простейшие структурные элементы грамматики. Понять условные предложения, будущее неопределенное время, механически повторяя заготовленные фразы, крайне сложно.

Методике обучают на специальных курсах. Начальная фаза обучения ограничена аудио-языковой и жестово-визуальной манерой изложения материала. Студенты, путем повторения, запоминания и имитации начинают распознавать и различать базовые речевые обороты. Первое время информация представляется только в устной форме. Позже учащиеся переходят к письменному представлению заученных звуковых паттернов. Материал, выученный в рамках аудиолингвального метода, может быть полезен студентам для продолжения образования по любой другой современной технологии обучения английскому языку.

Билингвальный метод

Двуязычный метод преподавания английского языка разрабатывался в период с 1967 по 1972 год. Большинство методик основано на том, что родной для ученика язык только мешает в изучении английского. Но сторонники билингвального подхода утверждают, что родной язык является незаменимым инструментом для достижения профессионального уровня владения иностранным. Особенно эффективен метод при обучении английскому старших школьников, взрослых.

Билингвальный подход позволяет легко объяснять даже сложные слова и грамматические правила. При других подходах ученикам бы пришлось по сотне раз повторять непонятные предложения, делать выводы (не всегда правильные), вновь и вновь совершать ошибки. Процесс изучения одного правила может растянуться на 2-3 недели. По билингвальному методу, учителю достаточно объяснить теорию один раз на родном для учеников языке и затем отработать материал на практике. Сэкономленное таким образом время открывает новые возможности для обучения.

Учитель, выбравший билингвальный метод преподавания английского, использует на уроках три «П»: презентацию, практику, производство. Каждое занятие должно состоять из трех вышеперечисленных этапов. Во-первых, учитель должен презентовать материал. Затем, под контролем и с помощью преподавателя студенты практикуются. В конце занятия от учеников ожидается, что они самостоятельно «произведут» что-то новое, основанное на полученных новых знаниях. Это может быть эссе, подготовленное с использованием выученного времени.

Как и любой другой подход, билингвальный метод обучения английскому языку подвергается критике. Во-первых, учитель должен знать материал как на родном для учеников, так и на изучаемом языке. Во-вторых, у студентов, которые никогда не занимались по другим методикам, может сформироваться привычка стараться переводить все в голове. Но поскольку язык — это нечто большее, чем замена одной серии звуков на другую, важно не только заниматься переводом, но и уметь формировать лексические конструкции с нуля.

Игровая методика обучения английскому языку в школе и детском саду

Объяснение грамматических правил младшим школьникам, маленьким детям — одна из самых сложных задач преподавателя. Описание лексических конструкций заставляет даже взрослых учащихся быстро терять интерес и мотивацию. Психологи, педагоги с большим стажем, не зря считают, что эффективные методики обучения английскому языку включают игры.

Изучение иностранного требует от ребенка прикладывать много умственных усилий и постоянно практиковаться. Единственное повторяющееся действие, которое не надоедает — это игра. Правильно организованные игровые упражнения позволяют ученикам практиковать навыки аудирования, говорения, чтения и письма, даже не замечая этого. Недостаток игрового метода в больших временных затратах на организацию обучения английскому языку. Учителю нужно подготовить такую игру, чтобы дети и правда были заинтересованы, с удовольствием выполняли задания, но в то же время не отвлекались от отработки навыков.

Типы обучающих игрОписание
Ситуативные игрыЭто классические игры, в которых дети принимают на себя определенную роль и разыгрывают диалог с учителем или между собой. В этой игре участники либо читают готовые диалоги, либо же импровизируют и придумывают свои уникальные реплики.
Соревновательные игрыИгры, где побеждает ученик, который дал самый лучший ответ, или же дал его первым. Это может быть лото, аукционы, кроссворды, настольные игры и т.д.
Ритмо-музыкальные игрыИгры, направленные на совершенствование фонетики и развития устной английской речи у детей. Обычно это хороводы, пение, стихотворения и рассказы, которые способствуют развитию коммуникативных навыков.
Творческие игрыСамые интересные игры, суть которых заключается в развитии навыков языка и творческого таланта ребенка (мини-сценки, раскраски, графические диктанты, игра в рифму, совместное сочинение рассказов на английском и т.д.).

Проектная методика обучения английскому

Подход применяется для работы со взрослыми, учащимися средней и старшей школы. Преподаватель должен понимать, что это один из приемов обучения английскому языку, его нельзя использовать изолировано, как единственный метод.

Из каждой темы, указанной в программе, необходимо сформировать условную проблему, которую предложить решить учащимся. Например, объясняя тему будущего времени, можно попросить студентов подготовить презентацию о том, как будет выглядеть среднестатистический дом через 100 лет.

Учитель, который выбрал проектную технологию обучения английскому языку, берет на себя роль проводника, а не коуча, разрешает каждому студенту работать в собственном темпе. Ответственность за результат ложится непосредственно на студентов, поскольку содержание проекта и даже метод реализации определяют сами ученики. Одни могут сделать макет дома, другие — мультипликационную модель. В процессе реализации ученики могут улучшить не только знания по заданной теме, но и отработать другие навыки.

CLIL — предметно-языковое интегрированное обучение

Аббревиатура CLIL расшифровывается как Content and Language Integrated Learning. Это новая методика преподавания английского языка, которая часто используется в современных международных школах. Учащиеся не только изучают второй язык на отдельном уроке, но и знакомятся с новым для них предметом, например, с рисованием, математикой. Поэтому CLIL часто применяют в школах, где учатся дети дипломатов, иностранцы, которые говорят на разных языках. Английский выбирают как основной и универсальный. Успех этой технологии преподавания английского напрямую зависит от степени интеграции языка в каждый аспект обучения. Лучше всего, если преподаватель даже не будет знать русский. Для учеников (или их родителей) такой подход может стоить дорого. Ведь школе нужно найти преподавателей-предметников, которые бы отлично знали английский, а также могли бы разными словами объяснять одну и ту же тему.

Трудности могут возникнуть, когда преподаватель, который учился технологиям и методам обучения английскому языку, начинает заниматься преподаванием физики или химии. В таком случае ученики могут отлично знать иностранный, но «плавать» в дополнительных предметах.

Storytelling: современная технология обучения английскому

Сторителлинг направлен на работу с младшими школьниками. Благодаря составлению историй, ученики могут решать поставленные задачи в интересной форме и осмыслить материал, развивая творческие способности.

Техника сторителлинга является одной из самых эффективных стратегий обучения. Главные преимущества технологии преподавания английского языка путем storytelling:

  • повышение мотивации;
  • активное участие учеников в процессе;
  • повышение творческого потенциала;
  • налаживание сотрудничества между детьми;
  • концентрация внимания на грамматике и лексике.

Рассказывание историй мотивирует учеников быть активными участниками выстраивания сценария. Школьники чувствуют, что могут оказать весомое влияние на формирование сюжета и финал рассказа.

Современный метод преподавания английского является вспомогательным, но может использоваться на каждом уроке. Например, после изучения инфинитивов и простейшей лексики, связанной с животными, можно предложить составить небольшую сказку про ферму. Учитель диктует или записывает на доске первые строки сюжета. Последнее предложение должно быть открытым, мотивировать на продолжение. Затем нужно предложить ученикам развить сюжет. В зависимости от уровня знаний, дети могут либо записать идеи в тетрадь, либо изложить их устно. Еще один вариант: продолжать сюжет «по цепочке». Каждый ученик добавляет по одному предложению, в итоге получится завершенный рассказ (возможно с самым неожиданным финалом). Storytelling — отличная техника для закрепления знаний, отработки навыков говорения и письма.

Персонализированное обучение: проверенный способ преподавания английского

Во всем мире больше всего ценится персонализированный подход к преподаванию. За обучение по плану, разработанному с учетом личных потребностей и целей учащегося, всегда готовы платить больше. Преподаватель, который работает с учениками в персональном порядке, должен знать и уметь применять на практике разные методические приемы обучения английскому языку. Далеко не все учителя могут работать еще и методистами, ведь необходимо не только идти по готовому учебнику, но и самостоятельно разрабатывать план, в котором учитывать сильные и слабые стороны учащегося, его интересы, мотивацию и цели.

Важно! Не стоит думать, что процесс персонализированного обучения превращается в выполнение только тех заданий, в которых заинтересованы студенты. Преподаватель не дает учащимся выбора между изучением грамматики или лексики. Вместо этого он ищет нестандартный способ объяснения сложных тем. Например, одно и то же грамматическое правило можно объяснить словами (для аудиалов), презентовать с помощью наглядных дидактических материалов (для визуалов).

В школьном классе учитель вряд ли будет использовать несколько разных подходов одновременно. Персонализированное обучение способствует повышению самооценки у ученика. Когда студент получает мгновенную обратную связь о прогрессе, повышается мотивация исправлять ошибки, достигать чего-то нового. Профессиональные преподаватели также обеспечивают эмоциональную поддержку и выступают наставниками для подопечных.

Полный физический отклик

Джеймс Ашер, профессор психологии в Университете Сан-Хосе разработал нестандартный метод обучения английскому языку в школе, основанный на физической активности. Ашер утверждает, что базовую часть грамматической структуры английского и сотни слов можно выучить благодаря умелому использованию преподавателем императивов. Полный физический отклик (TPR) подходит для младших школьников. Метод основан на утверждении о том, что дети развивают способность слушать и распознавать речь еще до того, как они начинают говорить. Малыши могут понимать сложные высказывания, но не могут спонтанно воспроизвести их в вербальной форме. Родная речь развивается естественным образом и без усилий. Ашер начал искать подходы, которые можно было бы применить и для изучения иностранного. Так и был разработан «Полный физический отклик».

Интересный факт! Методика направлена на стимуляцию правого полушария мозга, тогда как большинство классических методов направлены на развитие только левого полушария.

При Total Physical Response учащиеся играют активную роль исполнителей заданий. Дети слушают инструкции и команды на английском с полным вниманием и затем выполняют соответствующие физические действия. Учитель играет роль демонстратора и наставника: исправляет ошибки и поощряет активные действия.

Эмоционально-смысловой подход

Метод Шехтера (другое название подхода) помогает быстро заговорить на языке, не разбираясь в грамматике и не заучивая лексику. Цель эмоционально-смыслового подхода: помочь учащимся преодолеть страх говорения. Вот почему учителям запрещается исправлять ошибки, перебивая студента. Лучше всего записывать огрехи и в конце урока, без привязки к личности, описывать часто повторяющиеся ошибки.

Интегрировать метод Шехтера в классический урок достаточно сложно. Преподаватель должен сам пройти отдельный курс обучения, а затем проводить занятия по плану, предложенному автором современной методики преподавания английскому. Нужно понимать, что эмоционально-смысловой подход направлен только на быстрое развитие навыков говорения и аудирования. Преподаватель, который проводит уроки по методу Шехтера, должен честно предупредить, что хорошо сдать экзамены, получить высокую оценку по всем четырем параметрам IELTS, TOEFL маловероятно.

Длительность курса не превышает двенадцати недель. Далее студентам, для прогресса, все равно придется изучать грамматику, расширять лексический запас по классическим методам обучения, на уроках английского языка.

Преподаватель может специализироваться на каком-то одном конкретном методе обучения английскому. Но лучше всего комбинировать несколько подходов, чтобы ученик достиг наилучших результатов.

Топ-5 школ для изучения английского языка

Индивидуальные программы обучения
9.8
?

Выбор пользователей 9.8

За последний месяц школу выбрали 1207 пользователей

Отзывы пользователей 9.5

На основе отзывов клиентов

Репутация бренда 9.5

На основе веб-аналитики

Особенности и преимущества 9.6

  • Сильные преподаватели — как русскоязычные, так и носители языка
  • Первый урок с преподавателем бесплатно
  • Обучение по персональной программе, адаптированной с учетом запросов студента
  • Занятия на собственной платформе
  • Приложение для студентов с личным словарем и тренажером для изучения лексики
  • Разнообразные программы под разные запросы: бизнес-английский, подготовка к экзаменам, английский для IT, интенсивы и мастер-классы по отдельным темам
В подарок от Top10English:
  • 3 бесплатных урока при первой оплате любого пакета занятий по промокоду TOP10GIFT
  • Скидка 40% для новых студентов на все пакеты занятий при оплате уроков с русскоязычным преподавателем по промокоду TOP10SALE
от 960 руб. / урок
курсы и цены
До 6 занятий в неделю за те же деньги
9.8
?

Выбор пользователей 9.8

За последний месяц школу выбрали 1207 пользователей

Отзывы пользователей 9.5

На основе отзывов клиентов

Репутация бренда 9.5

На основе веб-аналитики

Особенности и преимущества 9.6

  • Школа-партнёр Cambridge University Press - занятия только по кембриджской методике, личный кабинет на платформе Cambridge One для домашних заданий и тестов.
  • Персональный куратор (полное сопровождение и контроль в течение курса).
  • Можно заниматься до 6 раз в неделю по 90 минут по фиксированной стоимости.
  • Онлайн занятия 24/7 по гибкому расписанию (в разные дни в течение недели).
  • Подбор курса прямо на сайте, ответив на 5 простых вопросов.
Акции и скидки
  • Первое занятие бесплатно и получите 3 месяца английского в подарок.
от 250 руб. / урок
курсы и цены
Британская коммуникативная методика
9.8
?

Выбор пользователей 9.8

За последний месяц школу выбрали 1207 пользователей

Отзывы пользователей 9.5

На основе отзывов клиентов

Репутация бренда 9.5

На основе веб-аналитики

Особенности и преимущества 9.6

  • Компетентные преподаватели с опытом жизни и работы за рубежом
  • Групповые занятия
  • Индивидуальные уроки с билингвами или носителями
  • Индивидуальный подход
  • Подготовка к экзаменам и собеседованиям
Акции и скидки
  • Скидка 50%
  • Дарим до 5 уроков
  • Пробный период на 10 занятий
  • Бесплатный вводный урок
  • Скидки на 2-х и более детей
от 790 руб. / урок
курсы и цены

Реклама. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье.

Комментарии
ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ
Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

spot_imgspot_img
Реклама
Вам может понравиться