На главную Статьи Методы изучения английского языка

Методы изучения английского языка

Обновлено:

Различные способы изучения английского языка включают как формальные подходы (работа с учителем в классе), так и неформальные (просмотр телевизора, посещение разговорных клубов). Если классическая система понятна: достаточно изучать грамматику и отрабатывать чтение, письмо, аудирование путем выполнения упражнений, то авторских методик существует так много, что о них пишут отдельные исследовательские работы. Тем, кто ищет самые эффективные способы изучения английского языка, рекомендуется хотя бы в теории ознакомиться с разнообразными подходами, чтобы выбрать один для себя.

Современные эффективные способы изучения английского языка

Нельзя сказать, что существует одна лучшая методика изучения английского языка.
Всё зависит от индивидуальных потребностей и склонностей. Может возникнуть соблазн записаться на дорогой курс английского языка, но при правильном подходе, более доступные или даже бесплатные варианты могут быть не менее эффективными. Рассмотрим преимущества и недостатки разных способов.

Групповые занятия

Если вы общительный человек и вам нравится взаимодействовать с другими людьми, то групповые занятия будут мотивировать. Преимущества проявляются в те дни, когда чувствуется усталость или полное отсутствие желания идти на урок. Понимание того, что сокурсники будут в аудитории получать новые знания, продвигаться дальше — отличная мотивация, чтобы победить лень.

Минус групповых занятий: невозможность сосредоточить внимание на собственных проблемах. Если хочется проанализировать и исправить все свои ошибки, получить ответы на возникшие вопросы, проходить одну и ту же тему до тех пор, пока даже мельчайшие нюансы не станут понятны, то лучше записаться на индивидуальный урок.
Минус занятия с личным репетитором: высокая цена.

Онлайн-школы

Одним из лучших аспектов этого концепта является возможность установить свой собственный график. Также можно найти преподавателя, который практикует определенные методы изучения английского языка.
Минус: некоторые школы могут просить бронировать минимальное количество учебных часов каждую неделю или месяц, но в конечном итоге студент сам формирует график.
Также учащиеся обычно не находятся в среде, предназначенной для обучения. Их окружают отвлекающие факторы, такие как телефоны, телевизор, домашние животные, дети.

Онлайн-обучение — отличная возможность для тех, кто хочет заниматься из дома, офиса или даже из автомобиля, стоя в пробке. Также есть возможность найти преподавателя с конкретным акцентом. До эпохи интернета для отработки произношения приходилось отправляться в англоязычные страны. Теперь же достаточно включить ноутбук.

Частные уроки с преподавателем

При правильно подобранной методике изучения английского языка, индивидуальные занятия могут быть максимально эффективными. Личное общение позволяет учителю сформировать полное представление о том, что нужно ученику. Любая стандартная программа будет адаптирована в соответствии с сильными и слабыми сторонами студента. Чем больше индивидуальных уроков, тем быстрее прогресс. Хотя преподаватель будет стараться следить за тем, чтобы подача информации происходила в темпе, комфортном для студента. Единственный минус таких уроков: высокая стоимость, в сравнении с другими способами.

Самостоятельное изучение

Обучение в одиночку, без групп и преподавателей, имеет множество минусов. Но на самом первом этапе можно попробовать заниматься самостоятельно. Преимущество в возможности организовать занятия так, как удобно. Не нужно беспокоиться об опозданиях на уроки или невыполненное домашнее задание. Самостоятельно часто начинают заниматься люди, которые боятся быть последними в группе или не хотят тратить деньги, так как не уверены в том, что будут изучать английский на постоянной основе.

Если интерес к языку перерос в полноценное увлечение, то рано или поздно придётся искать репетитора, который сможет исправить ошибки и поставить произношение. При высокой мотивации легко найти бесплатные инструменты для отработки всех навыков. Таким образом стоимость обучения будет сведена к минимуму.

Авторские методики изучения английского

Авторскими методиками называют комбинацию классических техник, которые используются и модифицируются опытными преподавателями, лингвистами. В какой-то мере это философия учителей в отношении методов подачи информации. Нужно критически относиться к каждой методике. Ведь «уникальный инновационный подход» – иногда просто маркетинговый ход, предназначенный для увеличения продаж учебников, тренажеров письма.

Метод Пимслера

В последние годы наблюдается рост интереса к изучению языков посредством аудирования. У подхода много поклонников, поскольку он требует меньше усилий, чем традиционные методы. Не нужно тратить время на изучение грамматики и зазубривание лексики. Прослушивание аудиокниг и подкастов даже называют самым эффективным способом изучения английского языка самостоятельно.

«Метод Пимслера» — это система изучения языка, основанная на прослушивании аудио и повторении услышанного. Подход был создан доктором Полом Пимслером. Профессор лингвистики хотел помочь людям выучить английский так же легко и просто, как они выучили свой первый, родной язык. Идея заключается в том, что студенты могут выучить иностранный, слушая аудиодорожки и повторяя их, старясь имитировать произношение, собирать статистику по конструкции предложений.

Методику нельзя назвать нерабочей. Она может быть полезна для развития памяти, постановки идеального произношения. Но процесс обучения может занять много времени. Кроме того, методика в значительной степени зависит от восприятия на слух и может не подойти тем, кто лучше воспринимает визуальную информацию. Также Метод Пимслера не подойдет для тех, кто хочет научиться грамотно писать на английском языке. Если цель студента — не только научиться говорить бегло, но и сдать официальный экзамен, то одного этого подхода будет недостаточно.

Метод Шехтера

Еще один подход, который был разработан после изучения того, как маленькие дети осваивают свой родной язык. Автор считает, что младенцы не просто слушают взрослых и имитируют звуки. Малыши активно используют метод проб и ошибок; действуют, а затем наблюдают за реакцией. Развить свои разговорные способности по методу Шехтера могут и взрослые. «Эмоционально-смысловое» обучение было популярно в Советском Союзе.

Первый принцип методики заключается в том, чтобы учитель и ученики всегда использовали только английский язык. Преподаватель никогда не переводит непонятные слова. Иногда коуч упрощает подход и просто произносит вслух лёгкие фразы, предлагает студентам их повторить. Часть времени урока посвящается чтению. Прочитанные отрывки не переводят, но стараются определить их содержание по контексту.

Метод Шехтера фокусируется на говорении, слушании и чтении, но не на письме. Изучение грамматики начинается на втором этапе, когда у студентов уже есть словарный запас и они могут строить предложения. Учитель не рассказывает о том, как именно строить фразы, используя разные времена. Ученики методом проб и ошибок должны понять, какое предположение верно, а какое ошибочно. На третьем этапе знания закрепляют. Студенты участвуют в дискуссиях, составляют монологи на заданные темы.

Исследователи признают, что у Шехтера получилось создать достаточно эффективную методику изучения английского. Но лучше всего подход работает с теми, кто совсем не знает языка, или только начинает изучение. Также нельзя не отметить, что студенты, которые занимались по методу Шехтера, пишут менее грамотно чем те, кто учил правила по классическим методикам. Изучить сложные грамматические исключения, специализированную лексику, термины, ориентируясь лишь на слух, и вовсе невозможно.

Метод Замяткина

Постоянное повторение является ключевым элементом разных концепций обучения. Николай Замяткин, преподаватель английского языка, превратил повторения в уникальную методику. Суть подхода очень проста: студентам нужно просто прослушивать записанные диалоги по сотне раз, а затем повторять услышанное снова и снова. Поначалу мозг не воспринимает незнакомые слова и фразы. Но постепенно начинает выделять повторяющиеся фрагменты. Через некоторое время человек понимает суть услышанного, хоть и не может перевести дословно.

Минус метода в его длительности. Чтобы заучить небольшое количество слов, требуется потратить не один десяток свободных часов на прослушивание и повторение. Люди, которые добились успеха, утверждают, что тратили на уроки не менее 3 часов в день. Произношение студентов, занимавшихся по методу Замяткина, выше среднего. Но словарный запас ограничивается тем, что было услышано в заготовленных аудио. Прогресс очень медленный, ведь чтобы не забыть ранее выученные слова, приходится периодически возвращаться к старым аудио и прослушивать их заново. Навыки письма и чтения по методу Замяткина не развиваются вообще. Те, кто планируют сдавать экзамен, могут практиковать подход сугубо для развития навыков произношения и распознавания речи. Интересный, но не самый эффективный способ изучения английского языка.

Метод Умина

Ещё одна вариация классической методики погружения. Метод Умина на первый взгляд не слишком отличается от метода Замяткина. Добавляются лишь упражнения на развитие навыков письма, чтения. Ученик не просто прослушивает аудиофайл, а параллельно старается соотнести услышанное с заранее заготовленными текстовыми расшифровками на английском. С одной и той же аудиодорожкой работают шесть дней. Первый урок посвящается прослушиванию и распознаванию отрывка. На втором занятии нужно постараться записать услышанное. Третий урок посвящается переводам. Все тот же текстовый фрагмент переводится с помощью словарей и грамматических справочников. На четвёртом уроке студенты не просто прослушивают аудиофайл, но и стараются воспроизвести услышанное вслух, самостоятельно. На пятом занятии ученики должны прочитать печатный текст и лишь затем прослушать аудио. Шестой урок: диктант и проверка ошибок. Студенты сначала проверяют фрагмент, записанный ими на втором уроке, а затем ещё раз прослушивают ролик и записывают услышанное. В конце цикла уроков можно сравнить два текстовых документа и оценить свой прогресс. После одного выходного дня цикл из 6 занятий начинается заново, но уже с другой аудиодорожкой.

Это эффективная методика изучения английского языка самостоятельно, хотя полноценно освоить грамматику таким образом не удастся. Словарный запас также будет сильно ограничен. Скорость прогресса не такая низкая, как при методике Замяткина, но тоже может демотивировать людей, которые любят быстрые результаты. С другой стороны, по Умину можно равноценно развивать все 4 базовых навыка.

Метод Франка

Чтение является одним из самых простых среди четырёх базовых навыков. Метод Франка направлен на изучение текстовых отрывков с дальнейшим их переводом. Автор утверждает, что его подход помогает увеличить словарный запас, повысить общую грамотность. Для начала занятий рекомендуется пройти любой курс для достижения уровня А2. Также студенту понадобятся специальные двуязычные книги, разработанные по методу Франка.

Занятия проходят по одному сценарию. Необходимо прочитать абзац текста на английском языке, а затем самостоятельно понять суть. Точный дословный перевод не нужен, но студент может записать свои предположения в блокнот. Затем необходимо прочитать тот же абзац, переведенный на русский. Убедиться в том, что суть текста понята верно. Чтобы повысить эффективность занятия, можно выписывать в личный словарь новую лексику. Но автор рекомендует сохранять «поток чтения». Ведь мозг начинает накапливать статистику по грамматическим правилам только после нескольких десятков прочитанных страниц. Метод Франка не подходит для развития произношения, улучшения навыка распознавания речи на слух.

Методика Петрова

Еще один подход, который основан на принципе прослушивания и повторения.
В отличие от других преподавателей, Петров акцентирует много внимания на грамматических правилах. Ученикам в простой форме объясняют структуру языка. В качестве практики предлагается повторить несколько простейших предложений.  Дидактические материалы включают всего 300-400 повторяющихся слов, которые чаще всего используются в повседневных разговорах.

Методика Петрова рассчитана всего на 16 дней. Конечно, за это время невозможно научиться писать или даже правильно говорить. Но те студенты, которые быстро теряют мотивацию и хотят увидеть хоть какой-то результат, могут пройти видеоуроки. Петров предлагает заучить несколько сотен матриц, составленных в соответствии с правилами английского. Предполагается, что вместе с расширением словарного запаса, студенты просто будут заменять существительные и глаголы в раннее заученных схемах предложений. Но такой подход сработает только на начальном уровне, когда человек еще не использует активно разные времена.

Второй факт, на котором основана методика изучения английского с нуля Петрова: способность мозга составлять «кластеры» из информации. Преподаватель-полиглот считает, что запоминать отдельные слова нецелесообразно. Лучше всего заучивать фразы или даже целые предложения.

Слово автору методики. «Запоминание предложений — это естественный способ изучения языка. Карточки помогают мозгу делать то, что у него получается лучше всего: обрабатывать шаблоны, накапливать статистику, а затем структурировать информацию». 

Автор создал сотни карточек с грамматическими последовательностями, а недавно выпустил автоматический «генератор» фраз. Подход позволяет понять базовую структуру языка, не изучая конкретные грамматические правила. Речь студента будет бедной, но экспресс-метод изначально не направлен на сдачу экзамена или прохождение собеседования.

Судя по отзывам выпускников курсов Петрова, даже после 16 недель появляется чувство понимания грамматики. Научиться писать с такой базой становится проще.

Базовый подход к изучению языка: грамматико-переводной метод

Разобраться с методологиями, не зная базы, также сложно, как выучить английский, не зная алфавита. Несмотря на большое количество критики и признание метода устаревшим, грамматико-переводной подход все еще используется во многих образовательных учреждениях.

В основе методики: изучение грамматических правил, расширение словарного запаса с последующей отработкой навыков письма, чтения и устной речи. Чаще всего учитель предлагает упражнения на чтение.  Также студенты часто выполняют переводы (как устные, так и письменные).

Главный плюс грамматико-переводной методики: высокая грамотность устной и письменной речи. А вот правильное произношение, точность аудирования у студентов, занимавшихся по классической методике, развиты хуже. Еще один весомый минус метода: однообразность. Большинство учеников, попробовавших разные подходы, называют классическое обучение скучным. А ведь интерес к учебе — одно из условий успеха.

Разбор классических методик, известных во всем мире

Классическая методика, которая заключается в последовательном разборе грамматических правил и расширении словарного запаса не является единственной. Преподаватели используют и другие общепринятые подходы.

Основные способы изучения английского языка, как второго иностранного:

  • Аудиолингвальный

Метод ориентирован на развитие навыков говорения и распознавание иностранной речи. Большинство российских педагогов взяли за основу своих авторских методик именно аудиолингвальный подход. Учитель не уделяет время разбору лексики и грамматики, а предлагает ученикам самостоятельно «накопить статистику» и сделать собственные выводы. Идея метода заключается в том, что учащиеся запомнят правильную форму и продолжат ее использовать. Хотя не всегда студенты способны сделать безошибочные выводы. К тому же правила английского языка имеют большое количество исключений.

  • Обучение языку на основе задач (TBLT)

Относительно новая зарубежная методика. Основное внимание преподавателя уделяется постановке подробной задачи ученику и контролю её выполнения. TBLT хорошо подходит для обучения детей. Урок делят на три условных этапа. В начале занятия учитель демонстрирует простые действия, комментируя каждое движение английской фразой. Например: преподаватель говорит «hands up» и поднимает руки, а с фразой “hands down” их опускает. Детям предлагают повторить и движения, и фразы. Подобных задач может быть 10-15. Во время второй части урока учитель дает команды, выбирая фразы из заранее выученных. Дети должны понять, о чем их просят, и выполнить задание. Третью часть урока посвящают работе над ошибками. Преподаватель может ещё раз повторить фразы, которые вызвали больше всего сложностей.

TBLT предполагает, что к концу обучения у студентов сформируется базовый лексический запас, а также возникнет общее понимание принципов построения предложений. Обучение на основе задач чаще всего применяется при работе с дошкольниками или младшими школьниками.

  • Total Physical Response (TPR)

Более простой и понятный предшественник TBLT. Наиболее эффективный способ изучения английского языка с малышами. Учитель сначала описывает предмет, а затем просит его принести. Также преподаватель может связывать лексические единицы с конкретными движениями. Занимаясь по методу физического реагирования, дети могут петь песенки и сопровождать каждую строчку разными движениями. Хороший пример-аналог в русском языке: песенка «ручками похлопаем, ножками потопаем». В последующем, если ребенку нужно вспомнить конкретное слово или фразу, он воспроизводит нужное движение, а в памяти всплывает ассоциация.

  • Коммуникативный подход

С первого занятия студенты пытаются вести осмысленную беседу, а не учить грамматику и повторять предложения из учебника. Подход отлично помогает развить беглость речи, не фокусируясь на грамотности. Учителя стараются не поправлять учеников, поскольку постоянные прерывания могут привести к неуверенности. Коммуникативный подход хорошо работает в группах, где учатся и носители языка, и изучающие его (например, в зарубежных школах). Во всех остальных случаях лучше выбирать аудиолингвальную методику, чтобы у учеников была возможность слышать правильную речь.

Может показаться, что идеального метода, который был бы интересным и позволял гармонично развить все навыки, не существует. Отчасти это правда. К сожалению, даже самые веселые игры однажды надоедают.

Тем, кто изучает язык самостоятельно, можно посоветовать придерживаться каждой методики хотя бы по 2-3 месяца, отмечать прогресс (либо его отсутствие) и только затем пробовать что-то новое. В противном случае процесс учебы станет хаотичным и не принесет результата.

Елена Завьялова
Преподает английский более 10 лет, квалификация CELTA, имеет опыт преподавания онлайн и оффлайн, разрабатывала программы языковых курсов в школе, любит английский и ведет разговорные клубы

Комментарии

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Рейтинги

Курсы технического английского языка

Английский является самым распространенным языком, используемым в бизнесе, науке и сфере информационных технологий. Возможность коммуницировать с заказчиками, коллегами, подрядчиками обеспечит нормальную работу...

Лучшие курсы делового английского (Зима 2023)

Английский язык нужен не только для общения на отдыхе за границей или с друзьями-иностранцами. Сегодня он актуален в деловой сфере, где без...

Подготовка к ЕГЭ по английскому языку (Зима 2023)

С 2022 года ЕГЭ по английскому станет обязательным экзаменом. Многие школьники не обладают нужным уровнем знаний, чтобы сдать его успешно и пройти...

Get in Touch

22,038ФанатыМне нравится
0ЧитателиЧитать
0ПодписчикиПодписаться

5 200 +

людей выбрали курсы для детей на Top10English.ru

Наша рейтинговая система

Наши рейтинги составлены на основе мнения проверенных пользователей, регулярной аналитики бренда, оценке экспертов в области английского. 

Profyeng

Последние записи

Рейтинг лучших школ обучения английскому языку в Москве
Выбрать курсы английского языка в Москве, которые сразу будут отвечать всем требованиям, очень сложно. Ради некоторых школ потребуется пожертвовать временем, а в каких-то упор делается только на коммуникацию, а не на изучение грамматики.
ТОП10 онлайн-школ английского языка для детей от 4 до 16 лет
Возможность обучаться из любой точки, более широкий выбор преподавателей, отсутствие нужды привязываться к определенному времени – это еще не все преимущества обучения...
Языковой лагерь для детей и подростков
Лето – подходящий период, чтобы заинтересовать ребенка английским или продолжить обучение. Но заниматься в жаркую пору проблематично. Языковые лагеря для детей и...
Интенсивные курсы английского языка
Английский мы изучаем в школе, но этих знаний недостаточно для свободного общения в путешествиях или работы за рубежом. Каждый год открываются новые...
Разговорные клубы английского языка в Москве
Для повышения уровня английского не всегда нужно посещать курсы от и до – достаточно выбрать неплохой разговорный клуб. В Москве их предостаточно,...