Глагол “to do” – один из самых распространенных и многофункциональных глаголов в английском языке. Он встречается практически в каждом предложении, выполняя различные роли: от вспомогательного для образования вопросов и отрицаний до самостоятельного со значением “делать”. Понимание принципов его использования – ключевой навык для тех, кто стремится свободно и грамотно выражать свои мысли на английском. Неправильное употребление “to do” может привести к ошибкам в грамматике и затруднить понимание речи. Именно поэтому детальное изучение этого глагола является важным этапом в освоении английского языка. В этой статье мы подробно разберем все аспекты его использования, чтобы вы могли уверенно применять его на практике.
Содержание:
Основные формы глагола to do
“To do” имеет три основные формы, которые используются в зависимости от времени и лица: do, does и did.
Do
Форма do используется в настоящем времени (Present Simple) с местоимениями I, we, you, they. Она применяется для образования вопросов, отрицаний и как смысловой глагол в значении “делать”. Примеры:
- I do my homework every day. (Я делаю домашнюю работу каждый день.)
- Do you like pizza? (Ты любишь пиццу?)
- They do not play soccer. (Они не играют в футбол.)
Does
Форма does также используется в настоящем времени (Present Simple), но только с местоимениями третьего лица единственного числа: he, she, it. Она также служит для образования вопросов, отрицаний и как смысловой глагол в значении “делать”. Примеры:
- She does her best. (Она делает все возможное.)
- Does he speak English? (Он говорит по-английски?)
- It does not rain today. (Сегодня не идет дождь.)
Did
Форма did используется в прошедшем времени (Past Simple) со всеми местоимениями (I, we, you, they, he, she, it). Она применяется для образования вопросов, отрицаний и как смысловой глагол в прошедшем времени. Did – это единственная форма глагола “to do” в прошедшем времени, которая не меняется в зависимости от лица. Примеры:
- We did the shopping yesterday. (Мы сделали покупки вчера.)
- Did you see the movie? (Ты видел фильм?)
- He did not come to the party. (Он не пришел на вечеринку.)
Форма | Время | Местоимения | Примеры |
---|---|---|---|
do | Present Simple | I, we, you, they | Do you like coffee? I do my homework. Yes, I do. They do not speak spanish. |
does | Present Simple | he, she, it | Does she have a car? She does her best. Yes, she does. He does not live here. |
did | Past Simple | Все местоимения | Did you go to the cinema? We did the shopping. Yes, we did. They did not finish the game. |
Функции глагола to do
“To do” выполняет несколько важных функций в английском языке. Одной из основных является функция вспомогательного глагола.
Вспомогательный глагол
В качестве вспомогательного глагола “do”, “does” и “did” используются для образования вопросов и отрицаний в Present Simple и Past Simple. Они не несут собственного лексического значения, а служат для грамматической связи.
В Present Simple, формы do и does используются следующим образом:
- do используется с местоимениями I, we, you, they.
- does используется с местоимениями he, she, it.
В Past Simple используется только форма did со всеми местоимениями.
Примеры в разных временах:
- Present Simple: Do they like coffee? (Они любят кофе?), He does not work here. (Он здесь не работает.)
- Past Simple: Did you go to the beach? (Ты ходил на пляж?), They did not finish the game. (Они не закончили игру.)
Утвердительная форма глагола to do
“To do” в утвердительной форме может выступать как смысловой глагол, означающий “делать”, или как вспомогательный для придания эмоционального усиления основному действию. Важно отметить, что в Present Simple и Past Simple вспомогательная форма “to do” в утвердительных предложениях обычно не используется. Она появляется только в вопросах, отрицаниях и для придания эмоционального оттенка.
В утвердительных предложениях, когда “to do” используется в качестве смыслового глагола, он принимает формы “do”, “does” или “did” в зависимости от времени и лица.
Время | Форма глагола | Пример предложения (английский) | Перевод предложения (русский) |
---|---|---|---|
Present Simple | do | I do my homework every day. | Я делаю домашнее задание каждый день. |
does | She does her best at work. | Она делает всё возможное на работе. | |
Past Simple | did | We did a lot of work yesterday. | Мы сделали много работы вчера. |
did | He did his research carefully. | Он тщательно провел свое исследование. |
Употребление “do”, “does” или “did” для эмоционального усиления:
В утвердительных предложениях “do”, “does” или “did” могут быть использованы перед смысловым глаголом для усиления его значения, придания эмоциональности или подчеркивания факта действия. Примеры:
- I do want to go to the party! (Я действительно хочу пойти на вечеринку!)
- She does like chocolate very much. (Она действительно очень любит шоколад.)
Вопросительная форма глагола to do
При образовании общих вопросов (вопросов, на которые можно ответить “да” или “нет”), вспомогательный глагол “do”, “does” или “did” ставится в начало предложения перед подлежащим. Примеры общих вопросов:
- Do you understand me? (Ты меня понимаешь?)
- Does she have a car? (У нее есть машина?)
- Did they arrive on time? (Они прибыли вовремя?)
При образовании специальных вопросов (вопросов, которые начинаются с вопросительного слова: what, where, when, why, how), вопросительное слово ставится в начало предложения, затем следует вспомогательный глагол “do”, “does” или “did”, затем подлежащее, а затем смысловой глагол. Примеры специальных вопросов:
- Where do you live? (Где ты живешь?)
- When does the train leave? (Когда отправляется поезд?)
- Why did she cry? (Почему она плакала?)
Отрицательная форма глагола to do
При образовании отрицательных предложений в Present Simple и Past Simple после подлежащего ставится вспомогательный глагол do/does или did с частицей not. Часто используется сокращенная форма: don’t, doesn’t, didn’t. Примеры отрицательных предложений:
- They do not speak Spanish. / They don’t speak Spanish. (Они не говорят по-испански.)
- She does not like sweets. / She doesn’t like sweets. (Она не любит сладости.)
- We did not go to the cinema. / We didn’t go to the cinema. (Мы не ходили в кино.)
Смысловой глагол
“To do” также может выступать в роли самостоятельного, смыслового глагола, имеющего значение “делать”. В этом случае он не является вспомогательным, а несет основную смысловую нагрузку в предложении. Формы do, does и did используются в соответствии с правилами согласования времен и лиц, как было описано ранее. Примеры:
- I do my best to learn English. (Я делаю все возможное, чтобы выучить английский.)
- She does a lot of work around the house. (Она делает много работы по дому.)
- We did a great job on the project. (Мы отлично справились с проектом.)
- What did you do yesterday? (Что ты делал вчера?)
- They do their exercises every morning. (Они делают упражнения каждое утро.)
Глагол-заменитель
“To do” также может использоваться в качестве глагола-заменителя, чтобы избежать повторения уже упомянутого ранее смыслового глагола. Это позволяет сделать речь более лаконичной и избежать стилистических повторов. В этом случае, форма глагола “to do” (do, does, did) согласуется с временем и лицом предыдущего глагола. Примеры:
- “Do you like to dance?” “Yes, I do.” (Ты любишь танцевать? — Да, люблю.) (Здесь “do” заменяет “like to dance”)
- “She works very hard.” “Yes, she does.” (Она очень много работает. — Да, работает.) (Здесь “does” заменяет “works very hard”)
- “They went to the cinema, and we did too.” (Они пошли в кино, и мы тоже.) (Здесь “did” заменяет “went to the cinema”)
- “He didn’t understand the question, but she did.” (Он не понял вопрос, а она поняла). (Здесь “did” заменяет “understood the question”)
- If I want to learn English well, I have to do so every day. (Если я хочу хорошо выучить английский, я должен делать это каждый день). (Здесь “do so” заменяет “learn english well”)
В этих примерах “to do” выступает не в своем основном значении “делать”, а в качестве заместителя, чтобы избежать избыточного повторения.
Модальные глаголы и “do”
При изучении глагола “to do” важно понимать его взаимодействие с модальными глаголами. Модальные глаголы (например, can, could, may, might, must, should, will, would) имеют свои особенности в образовании вопросов и отрицаний, и, как правило, не требуют использования вспомогательного “do”.
“Do” в вопросах с модальными глаголами
В отличие от обычных, модальные глаголы сами выступают в роли вспомогательных при образовании вопросов. Это означает, что в вопросах с модальными глаголами вспомогательные “do”, “does” или “did” не используется. Примеры:
- Правильно: Can you help me? (Можешь ты мне помочь?)
- Неправильно: Do you can help me?
- Правильно: Will they come to the party? (Придут ли они на вечеринку?)
- Неправильно: Do they will come to the party?
- Правильно: Should we start now? (Следует ли нам начать сейчас?)
- Неправильно: Do we should start now?
В этих примерах мы видим, что модальный глагол (can, will, should) самостоятельно переносится в начало предложения, образуя вопрос, и использование “do” является избыточным и ошибочным.
Особые случаи
В некоторых случаях, “do” может появляться в предложениях с модальными глаголами, но в этих ситуациях он не выполняет роль вспомогательного. Он используется для усиления смысла основного глагола или для придания эмоциональной окраски. Примеры:
- I really do have to go now. (Мне действительно нужно идти сейчас.) — Здесь “do” усиливает значение глагола “have to”, подчеркивая необходимость действия.
- You do know that this is important, right? (Ты же знаешь, что это важно, верно?) — Здесь “do” добавляет эмоциональное подчеркивание вопросу.
- I do not mean to be rude. (Я не хочу показаться грубым.) — Здесь “do” является частью отрицания с модальным глаголом, где “not” стоит после “do”.
- He does want to come, he’s just not sure. (Он действительно хочет прийти, он просто не уверен.) — “Does” усиливает желание.
В этих примерах, “do” не используется для образования вопроса или отрицания в обычном смысле. Скорее он добавляет акцент на необходимость, уверенность или важность действия, а также используется для формирования отрицания с модальными глаголами в случаях, когда есть смысловая нагрузка.
Особенности употребления to do
Глагол “to do” имеет ряд особенностей употребления, которые важно учитывать при изучении английского языка. В этом разделе мы сосредоточимся на практическом применении глагола “to do”, исследуя его различные формы (“do”, “does”, “did”) и нюансы использования с разными частями речи, а также проясним ключевые различия между “do” и “make” и тонкости употребления “do” и “did” в прошедшем времени.
Do, does и did с разными частями речи
“To do” часто используется в сочетании с различными частями речи, формируя устойчивые выражения и словосочетания. Важно запомнить, с какими существительными, прилагательными и другими частями речи он обычно употребляется. Примеры:
С существительными:
- do your best (делать все возможное)
- do exercises (делать упражнения)
- do a favor (оказать услугу)
- do the dishes (мыть посуду)
- do business (вести бизнес)
- do damage (наносить ущерб)
С прилагательными:
- do well (преуспевать)
- do badly (преуспевать плохо)
В составе фраз:
- do a job (выполнять работу)
- do research (проводить исследование)
- do harm (причинять вред)
Do/make: в чем разница?
Многие изучающие английский язык часто путают глаголы “do” и “make”, так как оба они могут переводиться как “делать”. Однако их употребление различается. Давайте рассмотрим это различие более детально.
Конкретные категории
Чтобы лучше понять, когда использовать “do”, а когда “make”, можно разделить их применение на следующие категории:
“Do” — для абстрактных действий, процессов, работы и общих дел:
- Действия, связанные с работой, учёбой, повседневными обязанностями, которые не подразумевают создание чего-либо физического: do homework, do the laundry, do research, do a job, do business, do a task, do a course.
- Неопределенные действия: do something, do anything, do nothing.
- Общие действия, не предполагающие конкретного результата: do exercise, do well, do badly, do a favour, do damage, do the dishes.
“Make” — для создания, производства, изготовления чего-либо, а также для описания процессов, в результате которых что-то появляется:
- Создание физических объектов, приготовление еды: make a cake, make a cup of tea, make a dress, make a bed.
- Организация, построение, формирование: make a plan, make a decision, make a mistake, make a phone call, make a reservation, make a list, make a speech, make a difference.
- Производство, заработок: make money, make progress, make a profit, make a noise.
- Влияние на что-либо: make someone happy, make an impression, make an appointment, make an excuse.
Идиомы и устойчивые выражения
Запомнить правильное использование глаголов “do” и “make” также помогут устойчивые выражения и идиомы:
- С “do”: do your best, do the trick, do your hair, do a good job, do harm, do a survey, do some reading, do an experiment, do a report.
- С “make”: make a promise, make an offer, make a point, make a complaint, make a suggestion, make an effort, make a fortune, make friends, make peace, make a mess, make fun of, make the most of, make up your mind.
Исключения
Как и в любом правиле, есть исключения. Некоторые словосочетания и идиомы могут не подчиняться общим категориям:
- make an exception;
- do a presentation;
- do the washing;
- make sense.
В этих случаях, лучше всего запоминать конкретные выражения и не пытаться подвести их под общие правила. Практика и чтение помогут вам запомнить эти исключения.
Запомните: “do” фокусируется на действии, а “make” — на результате действия.
Do vs. Did в контексте Past Simple
В Present Simple мы используем “do” или “does” для образования вопросов и отрицаний. Однако в Past Simple используется только форма “did” для этих целей, независимо от лица и числа.
- Present Simple:
- Do you like apples? (Тебе нравятся яблоки?)
- She does not speak French. (Она не говорит по-французски.)
- Past Simple:
- Did you see the movie? (Ты видел фильм?)
- They did not visit their grandmother. (Они не навестили бабушку.)
Использование “did” в Past Simple является ключевым отличием от Present Simple. Оно указывает на то, что действие произошло в прошлом.
Стилистические особенности и интонация
Помимо грамматических правил, важно понимать, как использование глагола “to do” влияет на стилистику речи и интонацию. Эти аспекты могут добавить выразительности и эмоциональной окраски вашему общению.
Эмфатическое “do”
В обычном повествовательном предложении “do”, “does” или “did” не используются перед смысловым глаголом. Однако в некоторых случаях добавление форм перед смысловым глаголом может усилить значение и придать эмоциональную окраску, подчеркивая важность действия. Такое использование называется эмфатическим “do”. Примеры:
- I do want to go to the party! (Я действительно хочу пойти на вечеринку!) — Подчёркивает сильное желание.
- She does like chocolate very much. (Она действительно очень любит шоколад.) — Подчёркивает, что ей очень нравится шоколад.
- He did finish his work on time. (Он действительно закончил свою работу вовремя.) — Подчёркивает факт завершения работы.
Эмфатическое “do” придает речи более эмоциональный и убедительный тон. Это подчеркивает, что действие является важным, неожиданным или противоречит ранее сказанному.
Интонация в вопросах
Интонация в вопросах с “do”, “does” или “did” играет важную роль в передаче смысла. В общих вопросах (на которые можно ответить “да” или “нет”), обычно используется восходящая интонация в конце предложения. Примеры:
- Do you like this book? (Интонация повышается на слове “book”).
- Does she work here? (Интонация повышается на слове “here”).
- Did they go to the beach? (Интонация повышается на слове “beach”).
В специальных вопросах (начинающихся с вопросительного слова, например, where, why, when, how), как правило, интонация понижается в конце предложения. Примеры:
- Where do you live? (Интонация понижается на слове “live”).
- Why does she want to leave? (Интонация понижается на слове “leave”).
- When did they arrive? (Интонация понижается на слове “arrive”).
Формальность и неформальность
Употребление глагола “to do” может незначительно варьироваться в зависимости от формальности ситуации. В неформальной речи часто используются сокращенные формы (don’t, doesn’t, didn’t), а в более формальных ситуациях обычно используют полные формы (do not, does not, did not). Однако это различие не является строгим правилом, и в большинстве случаев допустимы оба варианта. Примеры:
- Неформально: I don’t want to go. (Я не хочу идти.)
- Формально: I do not want to go. (Я не хочу идти.)
В целом, использование “to do” не является маркером формальности или неформальности речи само по себе, но сокращенные формы часто ассоциируются с более повседневным общением.
Типичные ошибки и как их избежать
При использовании “to do” изучающие английский язык часто допускают ряд типичных ошибок. Рассмотрим наиболее распространенные из них и способы их исправления.
Неправильный выбор формы (do, does, did)
Ошибка: Использование “do” вместо “does” с местоимениями he/she/it в Present Simple.
- Пример ошибки: “He do not like pizza.”
- Исправление: “He does not like pizza.”
Ошибка: Использование “does” вместо “do” с местоимениями I/we/you/they в Present Simple.
- Пример ошибки: “They does go to school.”
- Исправление: “They do go to school.”
Ошибка: Использование “do” или “does” вместо “did” в Past Simple.
- Пример ошибки: “Did you does your homework?”
- Исправление: “Did you do your homework?”
- Пример ошибки: “He doesn’t went to the park”
- Исправление: “He didn’t go to the park”
Рекомендация: Внимательно следите за согласованием глагола с подлежащим в настоящем и прошедшем времени. Повторите правила спряжения глагола “to do”.
Путаница с “make”
Ошибка: Использование “do” вместо “make” при описании создания или изготовления чего-либо.
- Пример ошибки: “I need to do a cake for the party.”
- Исправление: “I need to make a cake for the party.”
Ошибка: Использование “make” вместо “do” при описании общих действий, работы.
- Пример ошибки: “She makes her homework every evening.”
- Исправление: “She does her homework every evening.”
Рекомендация: Запомните основные различия между “do” и “make”. “Make” связано с созданием, “do” — с действием. Пополняйте словарный запас устойчивыми выражениями с “do” и “make”.
Неправильное использование в вопросах и отрицаниях
Ошибка: Пропуск вспомогательного глагола “do”, “does” или “did” в вопросах.
- Пример ошибки: “You like coffee?”
- Исправление: “Do you like coffee?”
- Пример ошибки: “You went to the park?”
- Исправление: “Did you go to the park?”
Ошибка: Использование вспомогательного глагола в отрицательном предложении без частицы “not”.
- Пример ошибки: “I do like it.”
- Исправление: “I do not like it.” / “I don’t like it.”
Ошибка: Неправильный порядок слов при образовании специальных вопросов.
- Пример ошибки: “Where you do live?”
- Исправление: “Where do you live?”
Рекомендация: Помните о правильном порядке слов в вопросах и отрицаниях: вспомогательный глагол + подлежащее + основной глагол, и не забывайте про частицу “not” в отрицаниях.
Сложные случаи
В этом разделе мы рассмотрим несколько сложных грамматических конструкций, отрицания в разных временах и примеры смешанных времён, где употребление глагола “to do” может вызывать затруднения.
Сложные грамматические конструкции
В сложных предложениях, особенно с придаточными частями, правильное использование “to do” может быть неочевидным. Примеры:
- “I don’t know what to do.” (Я не знаю, что делать.) — Здесь “to do” является частью инфинитивной конструкции, где “do” используется как смысловой глагол.
- “The only thing he did was complain.” (Единственное, что он сделал, это жаловался.) — В этой конструкции “did” используется как смысловой глагол.
- “What she did next surprised everyone.” (То, что она сделала потом, удивило всех.) — В этом предложении “did” также выступает в качестве смыслового глагола, где “what she did” является подлежащим.
- “It’s important to do your best, no matter what.” (Важно делать все возможное, несмотря ни на что.) — Здесь “to do” является частью инфинитивной конструкции, где “do” используется как смысловой глагол.
В подобных случаях, “to do” может выступать как смысловой глагол, так и часть грамматической конструкции, и его правильное использование требует понимания контекста.
Отрицания в разных временах
Вспомогательный глагол “to do” используется для образования отрицаний в Present Simple и Past Simple. Однако, в других временах, отрицания формируются с помощью других вспомогательных глаголов. Примеры:
- Present Continuous: “She is not doing her work.” (Она не делает свою работу.) — Здесь используется “is not” вместо “does not”.
- Past Continuous: “They were not doing anything.” (Они ничего не делали.) — Здесь используется “were not” вместо “did not”.
- Future Simple: “I will not do that.” (Я не буду этого делать.) — Используется “will not” вместо “do not” или “did not”.
- Present Perfect: “We have not done our chores yet.” (Мы еще не сделали свою работу по дому.) — Используется “have not” вместо “do not”, “does not” или “did not”.
- Future Perfect: “He will not have done the task by tomorrow.” (Он не закончит это задание к завтрашнему дню.) — Используется “will not have” вместо “do not”, “does not” или “did not”.
В этих примерах видно, что в других временах “to do” не используется как вспомогательный глагол для формирования отрицаний.
Смешанные времена
Иногда в одном предложении могут сочетаться разные времена, и “to do” может использоваться в разных формах в зависимости от контекста. Примеры:
- “When I was younger, I did my homework every day.” (Когда я был младше, я делал домашнее задание каждый день.) — В придаточном времени используется прошедшее время “was”, а в основном — прошедшее время с “did”.
- “I know she doesn’t like it, but she did it anyway” (Я знаю, что ей это не нравится, но она все равно это сделала) — В начале предложения настоящее время “doesn’t like it”, а во второй части прошедшее время “did it”.
- “Even though he does not agree, he has to do it.” (Даже если он не согласен, он должен это сделать.) — Здесь настоящее время “does not agree”, и “do” используется в конструкции “have to do”.
- “She said that she did want to come, but something came up.” (Она сказала, что хотела прийти, но что-то случилось) — Тут используется косвенная речь в прошедшем времени “did want”, а “came up” так же в прошедшем.
В смешанных временах, нужно внимательно следить за контекстом и правильным согласованием времен и форм глагола “to do”.
